Ангел

Альфа-курс как шлюзовая зона между миром и Церковью. Православный альфа-курс впервые апробирован в Москве

http://www.a-n-g-e-l.info/index/news/1115/


09.01.2007

В ноябре-декабре 2006 года в Москве впервые проходил православный Альфа-курс - это первый опыт использования в Русской Православной Церкви миссионерской методики, ориентированной на неверующих людей и созданной в традиционном крыле Англиканской Церкви. В РПЦ интерес к "Альфе" впервые проявился в 2004 году, когда "Альфа"-конференцию в Лондоне посетил митрополит Минский и Белорусский Филарет, председатель Богословской комиссии РПЦ. В 2005 году там же побывал архиепископ Иоанн (Попов), руководитель Миссионерского отдела РПЦ. Он одобрительно отозвался об "Альфа-курсе" и в апреле 2006 года пригласил игумена Евмения (Перистого), чтобы возглавить православный "Альфа-проект" при Миссионерском отделе РПЦ.

Началу Альфа-курса предшествовала конференция, которая прошла в октябре: гости из Англии вместе с игуменом Евмением рассказывали представителям епархий РПЦ об Альфа-курсе. Как и следовало ожидать, у курса сразу появилось как горячие сторонники, так и не менее рьяные оппоненты - подозрение вызывало протестантское происхождение методики само по себе. О. Евмений и его помощники аргументированно утверждали, что Альфу вполне можно использовать для православной миссии, наполнив ее форму православным содержанием.

По приглашению ведущих Альфы в один из декабрьских вечеров я отправилась на Серпуховку, в Синодальный отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами. Руководитель этого отдела - протоиерей Димитрий Смирнов благословил первую, экспериментальную Альфу, и предоставил зал для еженедельных встреч группы. Люди на Альфу приходят по принципу "Друзья приглашают друзей", не по рекламе, не по объявлению. От организаторов я слышала, что на первую встречу пришло около 40 человек; лишь несколько из них отсеялись к концу. Это была взрослая группа - в основном, "те, кому за 30". По словам игумена Евмения, они условно представляют 3 категории: это, во-первых, неверующие; во-вторых, люди "первого этапа обращения" - те, кто иногда ходит в церковь, но неосознанно; а третья группа - "зашедшие" в церковь и получившие там разного рода "травмы": жесткую реакцию священника, грубость прихожан и т.д.

На предпоследнюю встречу в зале собралось человек 60-70 примерно одного возраста - этот один из принципов Альфы: участники Альфа-курса и члены команды должны быть из одной возрастной категории. В команде 25 человек - это прихожане разных московских храмов, некоторые сотрудники группы тюремного служения при "военном" Синодальном отделе; далеко не все из них были знакомы между собой. Команда начинает готовиться к проведению Альфа-курса за несколько месяцев. О. Евмений рассказывает, что члены команды постепенно узнают друг друга, учатся ораторскому мастерству, распределяют и изучают темы встреч. Альфа-курс состоит из 15 встреч-тем, которые определены создателями Альфы. Начинается с тем "Христианство: мрачное? ложное? несовременное?", "Кто такой Иисус Христос?", " Зачем Иисус умер?", "Как я могу быть уверенным в своей вере?", "Зачем и как нужно читать Библию?". Следующие встречи посвящены темам  Святого Духа, противостоянии злу, молитве. Тема Церкви обсуждается последней.

Итак, часть женщин из команды готовили и накрывали ужин. Вечерняя трапеза - традиционное и непременное для Альфы начало встречи. Люди приходят вечером после рабочего дня, и заботливо приготовленная простой ужин (макароны и постный салатик) располагает к общению. "Какое же русское застолье без горячительных напитков!" - этот риторический вопрос некоторых скептиков я адресовала игумену Евмению. Он объясняет: "Альфа не предусматривает спиртного за трапезой. Считается, что у нас в России и вообще у северных народов людям трудно почувствовать себя открыто и свободно в общении, если нет стопки… Одна из задач Альфы - научиться общаться глубоко, по душам, в естественном состоянии сознания. Ведь если какие-то идеи мы "пропихнули" человеку в нетрезвом состоянии, они не будут "работать".

За каждым столом - человек 8-10, участники и члены команды вперемежку. Мужчины, не стесняясь, просят добавки. Видно, что многие уже хорошо познакомились, расположены друг к друг. Вполне по-домашнему чувствуют себя и гости. Во время трапезы просматриваются приготовленные заранее на листочках фрагменты из Апостольских посланий и из святых отцов, подобранные к теме встречи.

Трапеза окончена. Теперь 2-3 христианские песни под гитару, чтобы подготовиться, настроиться на восприятие и обсуждение сложной темы: "Исцеляет ли Бог сегодня?" Несколько вводных слов к теме произносит игумен Евмений, задает направление мыслей, говоря об исцелении не только тела, но и души, и духа; обращая внимание участников на глубокую связь однокоренных слов: цель - целостность - исцеление, на то, Кто является Источником исцеления.

Потом на месте ведущего оказывается Наталья - миловидная женщина средних лет. Уже более 10 лет она является прихожанкой одного из московских храмов. В команду Альфы попала "случайно", через друзей (говорит, улыбаясь - какие уж случайности для верующего человека!) Эту тему готовила именно она: в руках - Библия, необходимые цитаты из святых отцов. На стене заранее развешены пара плакатиков, на которых - схемы по теме, которые "оживают" по мере рассказа. Наталья начинает сразу с библейской Книги Бытия, затем вспоминает вместе со слушателями случаи исцеления из других ветхозаветных книг, пересказывая их своими словами, иногда - цитируя или близко к тексту. Потом речь заходит об исцелениях в Евангелиях: о кровоточивой жене, о воскрешении дочери Иаира ведущая тоже рассказывает, а не читает. К месту - и истории чудесных исцелений, произошедших по молитвам русских святых: святителя Алексия, митрополита Московского, св. прав. Иоанна Кронштадтского и других. Это не похоже на лекцию: Наталья ведет свою тему "интерактивно", общаясь со слушателями как с собеседниками, задавая вопросы, размышляя вместе с ними, обращаясь к их опыту.

Каждую тему ведет новый член команды, и это очень важно в Альфе. "Альфа не заклинивается на харизматических личностях - это продумано в методике: каждую тему готовит кто-то один, но обсуждается она всеми. Таким образом люди приходят ко Христу, а не к вдохновенному батюшке", - поясняет игумен Евмений. Сам-то он здесь точно не солирует. Чтобы подготовить такую встречу, команда собирается накануне, слушает ведущего, которому надо "почувствовать обратную связь": не слишком ли сложно, не перегружено ли изложение "богословски". Ведущие стараются не использовать церковнославянизмы, приводить примеры не только из жизни древних подвижников, а из жизни современных людей. "В некоторых случаях нам очень хочется сразу сказать, как надо, как "правильно", но мы выносим многие задаваемые вопросы на обсуждение, они дискутируются, члены группы сами ищут решение", - рассказывает о. Евмений.

Видимо, не случайно тему исцелений выбрала именно Наталья - в ее жизни тоже был случай чудесного исцеления ее маленького сына от тяжелой болезни. Рассказывая об этом, она подчеркнула веру в силу молитвы, молитвенной поддержки: за Ванечку непрестанно молилось множество людей. Кажется, столь искренний рассказ о личном опыте произвел сильное впечатление на участников группы.

Пара песен под гитару после рассказа Натальи помогает снять эмоциональный накал сопереживания. В это время разносят чай и печенье, и начинается обсуждение темы в малых группах - за столами. В беседе в более узком кругу предлагается рассказать об известных собеседникам случаях исцеления, задать друг другу вопросы, поделиться сомнениями. За каждым столом вместе с участниками - 2-3- члена команды, которые ненавязчиво направляют обсуждение. О. Евмений пьет чай за нашим столом. К нему, конечно, множество вопросов, он отвечает, но просит поделиться своими соображениями и наблюдениями участников встречи. Во время обсуждения в зал заглядывает о. Димитрий Смирнов; бывает на встречах и сотрудник "военного" отдела о. Александр Добродеев, ему тоже важно, как пойдет это начинание.

Обсуждение темы так захватывает участников, что организаторам трудно уговорить их закончить встречу в положенное время.

Видимо, пока рано подводить итоги первой православной Альфы. Для стороннего наблюдателя удивительно уже то, что несколько десятков взрослых, семейных, работающих людей раз в неделю находят время, которого всегда катастрофически нет, и на целый вечер приезжают на Серпуховку, чтобы поговорить о Христе и вере, и не могут разойтись…

"Мы не знаем, сколько участников первой группы захотят прийти в Церковь. Члены команды - новые друзья, которых они обретают в Альфе, становятся для них доброжелательными "гидами" по церковной жизни, и вслед за ними легче переступить порог храма. Чаще воцерковление принято у нас по другой схеме: сначала человека резко бросают в гущу норм, запретов и установлений, а потом - в лучшем случае он начинает выплывать под страхом смертного греха, а в худшем - отворачивается от Церкви", - размышляет о. Евмений. Он считает, что Альфа играет роль своеобразной " шлюзовой зоны" между миром и Церковью. Но не все ожидания оправдываются: "Был один из пришедших на первую Альфу, который сразу разочаровался: почему, говорит, у вас тут сразу не крестятся, не молятся, не поют по-церковному? А мы ему объясняем: да у нас тут еще "детский садик", самая первая ступень".

Говоря о практическом применении Альфы, игумен Евмений отмечает: "Работа по Альфа-курсу открывает нам мудрость и продуманность этой методики. Бывает, приходят люди с резким критическим настроем по отношению к вере, Церкви, клиру. Этот настрой уходит, потому что они видят открытых, любящих, адекватных православных людей, которые не переубеждают, не говорят, как надо, а свидетельствуют о своем личном опыте… Альфа - не какое-то отдельное учение. Это средство, с помощью которого создается пространство любви к Богу и друг к другу, где пришедшие могут найти тех, на кого можно опереться, за кого можно держаться в достаточно суровой церковной жизни. Как результат - наша группа не растерялась, к концу мы подходим почти в полном составе".

Источник: JesusChrist.ru

«« предыдущая  -  ВСЕ НОВОСТИ  -  следующая »»