Ангел

Русская зарубежная церковь станет самоуправляемой частью Московского Патриархата

http://www.a-n-g-e-l.info/index/news/492/


22.06.2005

В соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" Русская зарубежная церковь станет самоуправляемой частью Московского Патриархата, наподобие Украинской православной церкви.

Ход переговоров представителей Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви отражают документы, опубликованные одновременно на официальных сайтах обеих Церквей. Это результат состоявшихся длительных обсуждений комиссий по преодолению разногласий, которые продолжались в течение года и получили одобрение обоих Синодов. "Эти документы касаются ключевых вопросов, которые со стороны Русской зарубежной церкви представлялись главными препятствиями для восстановления полноты общения", - сообщил РИА "Новости" секретарь по межправославным связям Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов.

Речь идет об отношениях Церкви и государства, об отношении Православной церкви к инославным вероисповеданиям и межконфессиональным организациям, а также о характере взаимоотношений РПЦЗ с Московским Патриархатом в качестве "неотъемлемой самоуправляемой части Русской православной церкви".

По словам Балашова, в соответствии с проектом "Акта о каноническом общении" РПЦЗ сохранит "организационную самостоятельность, но, вместе с тем, будет входить в состав Московского Патриархата". В качестве примера он привел Украинскую, Латвийскую, Молдавскую и Эстонскую Православные церкви Московского Патриархата.

Согласно тексту проекта, "Русская зарубежная церковь самостоятельна в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских".

Высшую власть в пределах Русской зарубежной церкви осуществляет ее Архиерейский Собор, созываемый ее Первоиерархом. Решения, выходящие за пределы компетенции Архиерейского Собора РПЦЗ, принимаются по согласованию с Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Вышестоящей инстанцией являются Поместный и Архиерейский Собор РПЦ.

В проекте отмечается, что архиереи РПЦЗ являются членами Поместного и Архиерейского Соборов РПЦ и участвуют в заседаниях Священного Синода. Кроме того, согласно документу, "Русская зарубежная церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси".

В числе опубликованных материалов содержится также обзор работ, еще не завершенных комиссиями. Из них можно выделить вопросы "об урегулировании статуса клириков, перешедших из одной церковной юрисдикции в другую, о будущем приходов РПЦЗ, находящихся на канонической территории Московского Патриархата, а также об отношениях РПЦЗ и некоторых групп, отделившихся от своих Поместных Церквей (от Элладской, Болгарской, Румынской)". "Русская зарубежная церковь находится в евхаристическом общении с этими группами, и этот вопрос подлежит обсуждению", - пояснил Балашов.

Встречные комиссии по диалогу Московского Патриархата и Русской зарубежной церкви были учреждены в декабре 2003 года. В ходе визита в Россию Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в мае 2004 года было принято решение о начале совместной работы комиссий, и был определен круг вопросов, подлежащих обсуждению. С тех пор состоялось четыре совместных заседания (последнее - в марте в окрестностях Парижа). Очередное заседание запланировано на июль. "Мы надеемся, что работа комиссий будет завершена ко времени Всезарубежного Собора, который пройдет в мае следующего года", - заключил Балашов.

Зарубежная церковь образована русскими эмигрантами в 20-х годах прошлого столетия. Переговоры о сближении двух Церквей начались в мае 2004 года. За это время было проведено три заседания - в Москве, Мюнхене и под Парижем. Вопрос о воссоединении с Московским Патриархатом Зарубежная церковь рассмотрит на Всезарубежном Соборе, который намечено провести в мае 2006 года в Сан-Франциско.

Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) готова отказаться от осуждения Русской православной церкви Московского Патриархата за лояльность советской власти, которая была в 1927 году заявлена в декларации митрополита Сергия, передает "Интерфакс".

Декларация Сергия долгое время была главным препятствием на пути сближения Зарубежной церкви с Московским Патриархатом. Члены комиссий признали, что декларация была "болезненным, трагическим компромиссом" митрополита Сергия, пытавшегося сохранить Церковь, которую "стремились уничтожить богоборцы".

При этом члены обеих комиссий впервые сошлись в том, что политика митрополита Сергия способствовала воссозданию церковной жизни во время и после второй мировой войны, отмечается в совместном документе. Авторы документа отмечают, что патриотическая позиция, выраженная в декларации Сергия, в годы Великой Отечественной войны нашла отклик в сердцах многих членов Русской православной церкви.

Согласно документу, издание декларации не означало, что "Церковь единомысленна с идеологией безбожной власти", однако декларация внесла "жестокое разделение в среду церковного народа" и путь компромиссов с безбожной властью никогда не был "нормальным, единственным и естественным для Церкви Христовой".

Тем не менее, подчеркивают далее члены комиссий, впоследствии Московский Патриархат "в полном согласии с церковным святоотеческим учением" сформулировал в своей "Социальной концепции" принципы отношения Церкви и государства. В частности, там говорилось, что Церковь при определенных обстоятельствах может призывать людей к гражданскому неповиновению.

Считая, таким образом, декларацию Сергия вынужденным документом, члены комиссий отмечают, что "критическая оценка упомянутого документа не означает осуждения Святейшего Патриарха Сергия, не выражает желания омрачить его образ и умалить подвиг его Первосвятительского служения в тяжелейшие годы существования Церкви в Советском Союзе".

В документе приводятся также слова патриарха Алексия II, сказанные им в 1991 году: "Декларация митрополита Сергия в целом ушла в прошлое, и мы не руководствуемся ею".

Источник: JesusChrist.ru

«« предыдущая  -  ВСЕ НОВОСТИ  -  следующая »»