Ангел

Четыре больших зверя и небольшой рог

http://www.a-n-g-e-l.info/index/prophecy/revelation/121/


Книга пророка Даниила
Глава 7

1 В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.
2 Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,
3 и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.
4 Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.
5 И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: `встань, ешь мяса много!'
6 Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.
7 После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.
8 Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.
9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем
предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.
11 Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.
12 И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.
13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.
14 И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
15 Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.
16 Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:
17 `эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли.
18 Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков'.
19 Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,
20 и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.
21 Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,
22 доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.
23 Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.
24 А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,
25 и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.
26 Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.
27 Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.
28 Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.

Комментарий

Стихи 1, 2. Большинство пророческих символов сохраняют свое значение во всех книгах Священного Писания. В книге Откровение (17:15) "воды" означают народы и государства, и такое значение совершенно соответствует контексту в описании видения Даниила. "Ветры на море" наглядно символизируют борьбу, обычно сопровождающую расцвет и падение земных царств.

Стих 3. Согласно толкованию ангела, который пояснял Даниилу видение, "четыре больших зверя", вышедшие из моря, символизируют четырех царей или четыре царства, которые возникнут на земле. Эти четыре больших зверя соответствуют четырем частям истукана в главе 2.

Стих 4. Лев как нельзя лучше символизирует Вавилонское царство: образ именно этого животного, часто с крыльями орла, обнаружен на стенах и памятниках при раскопках на месте разрушенного Вавилона. "Царство, подобное льву" утратило свою агрессивность и прежнюю мощь в последние годы своего существования, о чем свидетельствуют вырванные крылья и "очеловечение" образа-символа.

Стих 5. Медведь - это не что иное, как Мидо-Персия. То, что он "стоял с одной стороны", означает, что Персия вскоре станет господствовать в тогдашнем мире, а "три клыка... между зубами", возможно, символизируют три великих царства древности, завоеванные Персидской державой, - Лидию, Вавилон и Египет. Но так же, как неповоротливый медведь не сравнится с быстроногим леопардом, так и персидские войска не могли противостоять стремительным натискам войск Александра.

Стих 6. У барса, символизирующего Грецию, было не два, а четыре крыла, что точно отражало картину молниеносных завоеваний Александра. Четыре головы означают расчленение империи его преемниками после смерти полководца.

Стих 7. Металл в видении Даниила впервые упомянут при рассказе о железных зубах четвертого большого зверя, что определенно указывает на тождество между этой державой и державой, представленной голенями гигантского истукана из главы 2. Зверь этот свиреп и ужасен, страшнее всех на земле. Как описывает Даниил, четвертый зверь - "весьма сильный" и "отличен от трех прежних". У него десять рогов, которые, как сказано ангелом, олицетворяют собой десять царей (то есть царств), что выйдут из "четвертого зверя" (ср. стихи 20 и 24).

Стих 8. Рим, представленный в пророческом видении Даниила как четвертое царство, прошел в своей истории две стадии развития. Страшный зверь из главы 7 символизирует первую стадию, когда Рим выступает могучей империей, которая придет, чтобы подчинить себе весь тогдашний мир, вслед за Греческой державой. Большинство историков определяют эту первую стадию как языческий Рим. Вторую стадию символизирует в главе 7 "небольшой рог", растущий из головы четвертого зверя. "Небольшой рог" — это новый и весьма примечательный элемент видения.

Стихи 9-14, 26-28. После того, как Даниил наблюдал борьбу народов за политическую и религиозную власть на земле, ему были показаны события, совершающиеся на небесах. В момент наивысшего могущества "небольшого рога" пророк видит собрание Небесного суда. Этот новый раздел главы 7 связан со сценой окончательного решения, вынесенного небесным судом. В определенный срок после 1798 года (конец периода протяженностью в 1260 лет, упомянутого в стихе 25) великий суд будет заседать, разбирая земные дела.

Ключевое слово главы 7 - власть (стихи 6, 12, 14, 26, 27). В чьих руках будет власть над миром? Политические и религиозные силы вступают в противоборство, часто попирая при этом права людей, населяющих землю, и заставляя умолкнуть тех, кто преисполнен страха Божьего. Но Бог не отрекся от верховной власти над Своим творением. Власть будет отнята у земных владык (стихи 12, 26). Народ Божий будет оправдан, и Господь соберет сокровища Своего царства (стих 27). Суд свершится в пользу праведных (стих 22).

Даниил видел Бога-Отца, Который у него описан как "Ветхий днями". Окруженный несчетным числом святых, Он воссядет на огненном престоле. "Судьи сели, и раскрылись книги". Явлен пророку был и "как бы Сын Человеческий", шедший "с облаками небесными", который был подведен к Вечному Судье, чтобы получить законную власть над землей и вечное царство. Это не кто иной, как Иисус Христос (см. Мк. 14:61, 62). Он - Законный Владыка, а Его последователи - законные обитатели земли. "Владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет" (Дан. 7:14).

Спустя два года после видения, описанного Даниилом в главе 7, ему было дано другое видение, также отражающее ход истории. Однако Вавилонская держава не была в нем представлена, поэтому Даниил видел символы только трех последующих держав. Он описывает их в 8-й главе.

Примечание

Та оценка, которая дается средневековому папству в этом комментарии, является характерной не только для протестантов эпохи Реформации. Восточная Церковь также обличала папство за его неумеренные притязания на власть над всем христианским миром ¹. Даже известное высказывание о Третьем Риме у московских теоретиков толковалось так: Первый Рим пал, ибо был увлечен латинской ересью, второй Рим (Константинополь) пал, ибо поддался соблазну союза с первым Римом (Флорентийская уния 1439 г. и, как следствие, завоевание Константинополя турками в 1453 г.). Третий Рим - Москва, а четвертому не бывать ².

Такова неумолимая закономерность вырождения, совершаемого грехом. Каждый раз, когда религия соединяется с государством, постепенно создается комплекс - когда личность повязывается религиозным догматизмом и политическим деспотизмом. Так было в древности, то же повторилось в средние века, и это будет и в наши дни.

Современная демократия и общепризнанные права человека - не гарантия от повторения насилия в будущем. Все это произошло не потому, что кто-то в прошлом был очень плохим, а потому, что это свойственно людям. Поэтому, получив уроки прошлого, мы должны со всей серьезностью остерегаться самих себя, дабы, с ревностью защищая наши культурные и религиозные традиции, незаметно для себя не стать богопротивниками и человеконенавистниками по примеру неумеренных ревнителей прошлых веков. Любовь к Богу и ближним во все времена является отличительным признаком ученика Христова (Ин. 13:35).

Зная, что самое добросовестное исследование пророчеств не застраховано от ошибок, - оставляем Богу право управлять нашим разумом, пребывая в смиренномудрии и молитве.

¹ Поснов М.Э. "История Христианской Церкви". Брюссель, 1964, стр. 270-273.
² Кареев Н.И. "Общий ход всемирной истории". СПБ, 1903, стр. 291.

«« предыдущая  -  ВСЕ ГЛАВЫ  -  следующая »»