Ангел

"Депрессии? Раздражительность? Неврозы? Грех жаловаться!"

http://www.a-n-g-e-l.info/index/news/1046/


20.10.2006

"На нервной почве" - кто не слышал такого определения болезней? Действительно, по утверждению экспертов Всемирной организации здравоохранения, сегодня 45 процентов всех заболеваний связаны с различными стрессами. Колебания артериального давления, язвы желудка, расстройства сна, неврозы и множество других болезней напрямую связаны с психоэмоциональными перегрузками. Ученые выдвинули множество теорий возникновения неврозов и депрессий, но почти никто из них не связывает безудержный рост различных нервных заболеваний с греховностью и общим "прогрессом" человеческого грехопадения. Между тем нервозность и греховность тесно связаны друг с другом и одно нередко порождает другое.

Неврозы от Ивана Грозного до наших дней

"Стяжи дух мирен и тысячи спасутся возле тебя", - говорил великий старец преподобный Серафим Саровский. Преподобный Алексий, подвизавшийся в Зосимовской пустыни, писал: "Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир - вы будете счастливы".

В "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году, сказано: "Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей".

Эти слова в полной мере относятся к так называемым "пограничным патологиям". К этой группе относятся депрессивные расстройства, психосоматические состояния, приобретенные формы психопатий и т. д. Страдания таких людей во многом являются следствием их личностного склада, который во многом определяется как раз духовными причинами.

Среди пограничных нервно-психических расстройств значительное место занимают неврозы. За последние 65 лет их число в мире выросло в 24 (!) раза. Заболеваемость неврозами в России составляет 20-25 случаев на 1 000 человек. И это только учтенные заболевания, которые можно рассматривать как вершину айсберга. И если раньше неврозы рассматривали как легкую психическую дисфункцию, то сегодня принцип функциональности (то есть легкой обратимости) неврозов активно пересматривается. Оказалось, что выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40 процентов пациентов. В первые три года заболевания выздоравливают лишь 10 процентов больных. Болезнь часто длится годами и даже десятилетиями.

Согласно принятому в России определению, невроз - это психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу разных обстоятельств не может найти выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию.

Симптомы неврозов общеизвестны - снижение настроения, раздражительность, бессонница, чувство внутреннего дискомфорта, вялость, ухудшение аппетита. Могут появляться навязчивые идеи, вспышки злобности и агрессии. В общем, человек теряет душевный мир. Сегодня медики выделяют школьные и пенсионные неврозы, неврозы одиночества, экологические неврозы и многие другие разновидности этого недуга. Особую группу составляют ноогенные неврозы, связанные с утратой или отсутствием у человека смысла жизни, ценностными конфликтами. При этом примерно каждый пятый невротический случай имеет ноогенную основу.

Впервые понятие "невроз" было предложено в 1776 году шотландским врачом Кулленом, и с тех пор дискуссии о сути этого заболевания не прекращаются. Крайняя точка некоторых психиатров выглядит примерно так: невроз - это нормальное поведение в ненормальном обществе. Одни исследователи относят истоки неврозов к особенностям мышления человека, другие - к патологии эмоций, третьи - к нарушению процесса самопознания. М. Хананашвили говорит о неврозе как о болезни, обусловленной избытком информации. Этот медик пишет: "Подсчитано, что в экономически развитых странах к 1970 году каждый человек в среднем совершал в течение года поездки на большие расстояния, встречался с большим количеством людей, получал больше информации, чем человек к 1900 году в течение всей жизни". Академик П. Симонов, наоборот, характеризует невроз как болезнь недостатка информации. По мнению этого ученого, к примеру, страх, это недостаток сведений для организации защиты, горе возникает в условиях острейшего дефицита сведений о возможности компенсации утраты и т. д. Некоторые авторы высказывают мнение о том, что невротики страдают из-за неспособности любить.

Точек зрения много, но ясности нет. Похоже, наука запуталась. Произошло это потому, что невротическая патология, кроме всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии не упоминалось на протяжении последних десятилетий.

Войны, стихийные бедствия, эпидемии были во все времена истории. Кто определит, в какой степени нынешнее время тревожнее, скажем, эпохи Ивана Грозного? Почему же проблема неврозов стала настолько острой лишь в последнее время? Причина в нарастающем безверии, в потере духовного фундамента, а с ним и истинного смысла жизни.

Грех, как корень всякого зла, влечет за собой невротические расстройства. В глубине человеческого духа грех возбуждает страсти, подавляет волю, выводит из-под контроля эмоции и воображение. Как сказал святитель Феофан, "внутренний мир грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения". Глубокий невроз, уверен известный православный врач-психиатр Д. Авдеев, - показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.

Профессор Д. Мелихов  полагает, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз в этом смысле не является исключением. Общепризнанно, что это заболевание развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический). Невроз есть столкновение между желаемым и действительным. Чем сильнее это столкновение, тем острее протекает болезнь. "Вера же есть смирение", - говорил святой Варсонофий Великий.

Неврозы справедливо называют запущенной формой страстей. В глубинной основе невротической симптоматики лежит оскудение любви в сердце человека, а там, где нет любви, зреют равнодушие, неприязнь, нетерпимость, раздражительность, гневливость, завистливость, страх. Многие невротики говорят о душевном бесчувствии, каком-то внутреннем холоде. Серафим Саровский поучал: "Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца… Если мы ощущаем в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовет Господа, и Он, пришед, согреет наше сердце совершенною любовию не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника".

Мощным фактором возникновения неврозов выступают тяжелые болезни. К сожалению, по-христиански болеть умеют немногие. Адекватная, мужественная реакция на недуги встречается редко, чаще у людей в подобных ситуациях возникают невротические реакции. Это может быть депрессивная реакция, когда в психическом состоянии доминируют угнетенное, подавленное состояние, апатия, безнадежность. Или ипохондрическая реакция - ее главной особенностью является явная переоценка тяжести своего состояния. Или истерическая реакция, для которой характерно стремление привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие. Случается, наконец, анозогнозическая реакция, при которой отмечается отрицание болезни, игнорирование лечебных рекомендаций.

Следует сказать, что за последние 10-15 лет клиника невротических расстройств существенно изменилась. Стал очень популярным термин "стресс". В это понятие вошли чуть ли не все тягостные для человека явления: ссора, конфликт, обида, печаль, переутомление, зависть, разочарование. Границы стресса чрезвычайно размыты. Не случайно Ганс Селье (автор теории стресса) утверждал, что, пока жив человек, он находится в состоянии стресса. Увы, греховные страсти до сих пор не учитываются нехристианским ученым. Зато найден некий новый универсальный враг человечества с названием "стресс". С ним медицина пытается бороться самыми разнообразными способами: от аутотренинга, массажей, бань, транквилизаторов до путешествий, медитаций и даже специальной "противострессовой диеты". Сами же люди по старинке нередко прибегают к алкоголю, а в последнее время многие пристрастились к наркотикам. Увы, ничего не помогает.

Самый главный неврастеник - диавол

В современной медицине принято выделять три основных формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. При этом неврастению принято считать самой частой формой неврозов. Впервые эту болезнь независимо друг от друга описали в 1869 году американские врачи Бирл и Ван-Дьюссен. С тех пор диагностика неврастении получила огромное распространение.

Это заболевание, как видно из самого названия, проявляется нервной слабостью, раздражительностью, вспыльчивостью, вплоть до глубокого истощения жизненных сил человека. Этот недуг является катализатором других болезней. Священник о. Александр Ельчанинов писал: "Нервность и т.д., мне кажется, просто виды греха, и именно гордости. Самый главный неврастеник - диавол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого?"

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Раздражительность нрава происходит от непознания себя, от гордости и от того еще, что мы не рассуждаем о сильном повреждении своей природы и мало познали кроткого и смиренного Иисуса".

О причинах раздражительности архиепископ Арсений говорил: "Иногда вдруг у тебя появляется какая-то раздражительность, недовольство окружающими тебя людьми, а то и просто дурное, угнетенное состояние духа, тоска, разочарование. Малейший повод - и твое настроение испорчено. Отчего это? Очевидно, ранее душевная твоя почва была подготовлена к такому настроению. Раздражительность, недовольство людьми вызываются завистью, недоброжелательностью к ним…" Неврастению можно считать противоположностью кротости, смирения, терпения и мирного устроения духа. Отсюда напрашивается вывод: лучшее лекарство от неврастении - христианский образ жизни с терпеливым несением своего креста, благодарением Бога за все, смирением. В духовном смысле лечение неврозов - это шествие путем любви, кротости, смирения, терпения во Христе. Путь борьбы с грехами и страстями.

Попытка решить любой конфликт с помощью агрессии, жестокости, мести - глубоко ошибочна. Этот путь и вреден, и глубоко греховен. Вот вы справедливо гневаетесь на какого-то человека, и вам кажется, что обоснованно. Он поступил скверно и заслуживает осуждения. Но посмотрите, что происходит с вами: ваше лицо напряжено, сердце "выпрыгивает" из груди и тому подобное. Странно, да? Виноват другой, а испытываете неприятные ощущения вы сами…

Господь говорит, что Царствие Божие внутри вас есть. Но то, что происходит с вами, - это совсем не рай, а скорее преисподняя. К чему призывает нас Христос? К любви, к смирению. Можно ли представить человека, преисполненного любви и смирения, жестоким и мстительным? Это абсурд. Зло ничего не созидает. "Возлюби ближнего твоего, как самого себя" - это величайшая заповедь любви. Так, стало быть, нужно полюбить и ближнего, и себя. Не приняв и не полюбив должным образом себя, человек компенсирует это атаками нервности, агрессивности. В итоге формируются комплексы неполноценности, которые изъедают души их обладателей.

Известный греческий иерарх, митрополит Иерофей (Влахос), автор книги "Православная психотерапия", пишет: "Сегодня многие говорят о психологических проблемах. Я убежден, что так называемые психологические проблемы суть проблемы помыслов, помрачения ума и нечистого сердца. Именно нечистое сердце, как описывают его святые отцы, помраченный и скотоподобный ум и нечистые помыслы создают так называемые проблемы. Если же человек внутренне исцелится, очистит умную часть своей души и освободит разумную ее часть, то у него не будет и психологических проблем. Он будет испытывать блаженный и нерушимый мир Христов".

Преподобный Иоанн Лествичник сказал об этом так: "Как с появлением света удаляется тьма, так и от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев". Преподобный Ефрем Сирин о том же сказал другими словами: "Кто нашел путь долготерпения и незлобия, тот нашел путь жизни. Лучше улыбкою пресечь раздражение, нежели свирепствовать неукротимо".

Страх как недостаток любви

Среди различных нервных расстройств выделяется обсессивный невроз. Это невроз навязчивых состояний. Православные говорят, что очень часто навязчивые состояния являются следствием "демонического ополчения". Разумеется, сам больной этого не понимает и не признает. Святитель Игнатий по этому поводу говорил: "Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа". Преподобный Варнава пишет: "Ошибка нынешних людей заключается в том, что они думают, что страдают только "от мыслей", а на самом деле еще и от бесов… Так, когда пытаются победить мысль мыслью, то видят, что противные мысли - не просто мысли, но мысли "навязчивые", т.е. с которыми сладу нет и перед которыми человек бессилен, которые не связаны никакой логикой и для него чужды и ненавистны".

Эти слова подтверждаются опытом психиатров. Неврозы навязчивых состояний лечатся особенно трудно. Очень часто дело доходит до того, что человек становится инвалидом.

К неврозу навязчивых состояний относят и навязчивые страхи или фобический синдром (от греческого phobos - страх). Различают множество фобических состояний. Нозофобия (боязнь болезни), агорофобия (боязнь открытых пространств), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), эрейтрофобия (боязнь покраснения), мизофобия (боязнь загрязнения) и так далее. Православный психиатр Д. Авдеев рассказывает о пациенте, который испытывал страх смерти после перенесенного инфаркта миокарда. Больной поправился, его сердце окрепло, но мучительный страх не отпускал. Особенно этот страх усиливался в замкнутом пространстве. Пациент был верующим человеком, и Д. Авдеев спросил, может ли с ним что-либо случиться без соизволения Божия? Тот уверенно ответил: "Нет". "В таком случае, - продолжил врач, - неужели вы полагаете, что ваша смерть может стать нелепой случайностью?" И на этот вопрос пациент ответил "нет". "Ну, так снимите с себя эту ношу и перестаньте бояться", - посоветовал психиатр.

Через какое-то время пациент рассказал врачу, что когда страх смерти возник в нем вновь, он внутренне сказал себе: "Моя жизнь в руках Божиих. Господи! Да будет воля твоя!" И страх исчез, и больше не появлялся.

"Страх Господень есть истинная премудрость", - говорится в Священном Писании. Если в душе нет страха Божия, то в ней, как правило, обретаются различные невротические страхи. В Священном Писании мы читаем: "В любви нет страха, ибо совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение". Другими словами, наличие страха в душе и сердце означает отсутствие или недостаток любви.

Истерия: поп-культура и блуд

Не реже различных фобий встречается сегодня и истерия. Термин "истерия" происходит от греческого "матка", поскольку во время первых описаний этого душевного недуга полагали, что истерией страдают только женщины.

Духовная оценка этого психопатологического состояния может быть представлена как выставление себя напоказ. У истерических личностей заметны эмоциональная неустойчивость, бурные и яркие смены настроения. В их поведении сквозит позерство, самолюбование. Известный отечественный психиатр, профессор П. Ганнушкин писал об этих людях так: "Каждый поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя и на эффект. Они обязательно хотят быть оригинальными и не отказываются ни от какого средства, чтобы привлечь к себе внимание". Увы, сегодня весь уклад жизни современного человека учит его истерии. Истерики подчас хитры, изворотливы. Среди них много аферистов и… основателей сект. Скажем, основатель учения "Крисчен Сайенс" ("Христианская наука") Мэри Бэкер Эдди имела ярко выраженный истерический склад. Будущая основоположница теософии Елена Блаватская еще в раннем детстве отличалась удивительной живостью и бурными фантазиями.

Для истериков характерен механизм "условной приятности или желательности". Приятными и желательными для истерика могут быть различные болезненные проявления, сулящие какую-то выгоду. Истерику нужен зритель. Они легко внушаемы, но эта внушаемость избирательна. В душу истерика западает то, что ему выгодно.

Клинические проявления истерии разнообразны. Могут иметь место истерические припадки, даже параличи. Наблюдаются истерические гиперкинезы, проявляющиеся в дрожании тела или отдельных его частей. Встречаются расстройства чувствительности (боли, покалывания, онемения). Медики описывают истерические глухонемоту, слепоту. В последнее время обнаруживаются истерические реакции и в более утонченном виде. Этому в немалом способствует нынешняя "культура".

Современная поп-культура - это своеобразный истерический апофеоз. Достаточно взглянуть на большинство рок-музыкантов, послушать их "творения", и делается просто жутко. Экзальтированность и крайняя демонстративность, стремление привлечь к себе взоры окружающих сквозят буквально во всем: в одежде, в позе, в разговоре. У преосвященного Варнавы есть такое выражение "ложь жизнью". Так вот, истерики в крайних своих проявлениях лгут всей своей жизнью.

Среди подобных людей всякого рода маги, колдуны, экстрасенсы, чародеи. Подавляющее большинство таких "целителей" - истерики, жаждущие славы и признания. Конечно, среди них есть и сознательные служители зла, но немало и просто мошенников. Еще одно проявление истерии нередко бывает связано с блудом.

Истеричные женщины и малое время не могут удержаться от флирта и кокетства. Нередко истеричные люди, особенно психопаты, полностью порабощаются страстью блуда и ведут соответствующий образ жизни.

Православный психолог, протоиерей Борис Ничипоров пишет: "Идеалы, которые культивирует общественное сознание сегодня, следующие. Первый расхожий идеал - девушка как фотомодель. Требуются хорошая внешность и фигура, белозубость, внешняя нахватанность и т.д. Вообще, как бы исходной точкой всего является не сердце или ум, а бедро. Все должно быть от бедра и не выше бедра - и мысли, и желания, и чувства. Второй идеал, который завоевывает сегодня огромную популярность, - девушка как блудница. Само это название все менее и менее порицается в обществе". Кто-то скажет, что осуждение "легкой жизни" отдает архаичностью. Но архаичными являются именно эти люди, которые устремляют взоры в древние Содом и Гоморру.

Если же вернуться к истерии, то можно задать вопрос: что такое истерия - грех или болезнь. Православный психиатр Д. Авдеев считает, что истерия - это греховное устроение души, которое нередко приводит и к болезненным страданиям.

Душа сигналит вам "SOS"

Если неврозы, истерии многим покажутся "рассказом не про них", то уж с депрессиями знакомы очень и очень многие. Само название этой болезни происходит от латинского слова depressio, что означает "прижимать, угнетать".

Депрессия - самый распространенный синдром душевных заболеваний, им страдает до восьми процентов взрослого населения планеты. В структуре психических заболеваний позднего возраста до 60-ти процентов именно депрессии. Около 75 процентов людей, страдающих депрессией, хотя бы раз помышляли о самоубийстве, а 10-15 процентов от этого числа совершили его. В последние годы депрессия помолодела. Ее жертвами становятся не только люди преклонного возраста, но и молодежь и даже дети.

Ссоры, разводы, конфликты, болезни, воздействие тоталитарных сект - это тот депрессивный "груз", с которым психиатры встречаются каждый день. Все чаще встречаются депрессивные расстройства, вызванные утратой или отсутствием смысла жизни. Нет сомнений в том, что значительная часть депрессивных состояний - это следствие греховного образа жизни, следствие губительного действия греха на душу человека.

Науке многое известно о возникновении депрессивных расстройств, но среди ученых не принято говорить о грехе, однако задолго до научных психиатрических наблюдений над природой происхождения невротических депрессий святые отцы описали этот душевный недуг, определив его греховными страстями уныния и печали. И в этом случае медицинский диагноз полностью соответствует "диагнозу" духовному. Депрессии - сигнал души о ее неблагополучии, бедственном положении. Но это не плач о грехах, а мучения нераскаянной души, которой демоны нашептывают: "Все плохо, тебе надеяться не на что…"

Вот как святитель Игнатий Брянчанинов определял греховные страсти уныния и печали. "Печаль - огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнения во обетовании Божиих, неблагодарение Богу за все случившееся, малодушие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь за ближнего, ропот, отречение от креста. Уныние - леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правил. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излишние успокоение сном и всякого рода негою. Перехождение с места на место. Празднословие. Шутки. Кощунство. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточение. Нечувствие. Отчаяние.

Уныние, печаль, - заключает святитель Игнатий, - подстерегает того, кто не обрел крепкую веру в Бога.  Эти страсти хозяйничают в душе тех, кто, отвергая небесное, накрепко прилепился к земному".

Источник: JesusChrist.ru

«« предыдущая  -  ВСЕ НОВОСТИ  -  следующая »»